— У вас неплохо шли дела в Польше, но вы приняли предложение «Сибири». Почему?
— В Польше у меня всегда есть работа, а вот предложения из других стран приходят не всегда. Когда меня позвали в «Сибирь», я думал всего час, после чего сказал руководству своей команды, что хочу попробовать силы в России. С «Подбескидзе» я расстался по-хорошему — они поняли, почему я принял такое решение, все-таки не так много польских тренеров работает за рубежом. Мне интересно было получить этот опыт. Я уже работал тут вторым тренером, но это немного другое.
— Идти в команду, которая испытывает финансовые трудности — это риск. Согласны?
— Есть такое выражение: хорошо там, где нас нет. У всех команд сейчас есть проблемы. Думаю, что руководство «Сибири» все делает, чтобы проблем было меньше, и считаю, что с каждым месяцем будет все лучше и лучше.
— Руководство «Сибири» дало вам какие-то гарантии?
— Конечно! Я приехал сюда работать не на один месяц, и мы обсуждали перспективы на будущее. Мы каждый день встречаемся с руководством, обсуждаем варианты усиления. Команду покинуло много хороших игроков, и найти замену им будет нелегко, но мы смотрим за игроками, которые могли бы нас усилить.
— Какие у вас первые впечатления от увиденного в Новосибирске?
— Я знал, куда я еду, я знал о проблемах. Мы должны работать, чтобы улучшать свою игру. У нас много молодых игроков, им надо прибавлять. Я приехал сюда, чтобы «Сибирь» улучшила свои результаты.
— В чем особенность работы с молодыми игроками?
— Важно верить в них. Иногда с ними стоит говорить как друг, иногда как отец, иногда как спортивный директор. Я работаю тренером 14 лет и думаю, знаю, что нужно делать, чтобы молодые игроки прогрессировали. Я уверен на 100 процентов, что после тренировок они прибавят. Я не знаю их максимальный уровень, но в игре они прибавят, я уверен.
— Уже приходилось повышать на них голос?
— Как думаете, если мы пропустили в двух играх 8 мячей? Я недоволен этим — впервые в карьере моя команда в двух матчах пропускает столько. Мы в сложной ситуации, но мы справимся с ней.
— Евгений Малофеев в трех играх пропустил девять мячей. Как-то поддерживали его?
— У нас только один вратарь и у него есть хорошая возможность получить большой опыт за это время. Я сказал ему использовать эту возможность обеими руками.
— А в чем специфика работа с русскими футболистами?
— С этим нет проблем. Я делаю каждый день разные тренировки, чтобы футболисты не знали, что их ждет. Думаю, они приходят на занятия с удовольствием.
— Считается, что русским игрокам нельзя делать поблажек, иначе они сядут на шею.
— Мне на шею никто не сядет, это точно (смеется).
— Вы тренируетесь вместе с игроками. Всегда это практикуете?
— Если есть возможность, то да. Если тренировка, направленная на тактику, я этого не делаю, если
она направлена на физику — то почему нет?
***
— До вашего прихода команда не проиграла ни одной игры, а потом последовало три неудачи. Каково вам приходится психологически?
— Я хочу побеждать в каждом матче. В игре с «Уралом» и «Енисеем» у нас много футболистов не смогло принять участия из-за травм, дисквалификаций, а состав у нас не такой большой. Думаю, что дальше будет лучше.
— Какие позиции требуют укрепления в межсезонье?
— Думаю, что все, кто ходит на игры, могут ответить на этот вопрос. Нам надо пригласить игроков на все позиции.
— Вам было не обидно уходить из «Сибири» первый раз? Под вашим руководством команда не проиграла ни одной игры, но полноценного контракта вам не предложили.
— Я опытный тренер и знаю, что бывают разные ситуации. Для меня не было это проблемой, к тому же, я имел приглашения из Польши. Не скрою, я хотел остаться, но руководство решило по-другому. За то время, которое я провел в Новосибирске в первый раз, я получил хороший опыт: немного выучил язык, посмотрел на футбол в первой лиге. А вообще, я знал, что могу вернуться в российский футбол. Но не предполагал, что это будет «Сибирь». И сейчас я очень рад, что меня пригласили сюда.
— Звонок из Новосибирска вас удивил?
— Я был в контакте с Константином Кричевским. Когда тебе звонят с предложением о работе — ты всегда удивляешься. Мне было не очень приятно уходить из Польши, но большое спасибо руководству моей бывшей команды, что они расторгли со мной контракт.
— В финансовом плане вы выиграли?
— Все в Польше говорят, что я поехал в Россию за деньгами. Но в Польше у меня были такие же условия, как тут. Мне просто хотелось поработать в другой стране.
— ФНЛ можно сравнить с польской Экстралигой по уровню?
— ФНЛ похожа на первую польскую лигу.
— Ваша польская команда на каких ролях была бы в ФНЛ?
— Думаю, что боролась за медали — сто процентов. У нас был очень хороший уровень игроков.
***
— После завершения карьеры вы раздумывали, чем заниматься? Или сразу решили посвятить себя тренерству?
— Я с 25 лет вел конспекты за своими тренерами. Я уже тогда знал, что когда закончу карьеру игрока, буду тренером.
— Много конспектов набрали?
— Много. Но лучшие конспекты — это мои конспекты (улыбается).
— Чьи тренерские подходы запомнились вам больше всего?
— От каждого тренера, с которым я работал, я получил что-то свое.
— На стажировки вы часто ездили?
— Я был стажировке в «Вердере», «Сандерленде», но я думаю, что сейчас все, что нужно, можно найти в интернете. На стажировках ты находишься вдалеке от команды — смысл этого? Я бы поехал на стажировку, где есть возможность быть рядом с командой, но таких вариантов мало — не все тренеры позволяют, чтобы ты был частью их коллектива. Проще читать интернет — если я хочу познакомиться с тем, как работают в других странах, я лезу туда.
— Игра какой команды для вас является идеалом?
— Мне нравится смотреть много команд: «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Тотенхем», «Барселона», «Боррусия», «Реал», «Бавария» — за всеми лучшими европейскими клубами приятно смотреть.
— Какая тактика вам больше по душе?
— Тактика зависит от исполнителей, которых ты имеешь. Набирать игроков под тактику могут не все команды. У нас скорее наоборот — надо относительно игроков строить тактику.
***
— Для иностранца у вас прекрасный русский язык. Откуда?
— Когда я узнал, что поеду работать в Россию, сразу купил самоучители по русскому языку. Когда я ездил в машине в Польше — я слушал ваш язык, потом читал книги на сборах. Сейчас мой русский язык не очень хороший, но он будет лучше через несколько месяцев.
— До прихода в «Сибирь» вы русского вообще не знали?
— Нет.
— Сколько еще языков вы знаете?
— Кроме польского только английский — я играл в Англии восемь лет. Я учил английский язык в школе, но когда приехал в Англию, понял, что ничего не знаю.
— Вы много читаете?
— Когда есть время — да. Но сейчас больше времени провожу в интернете — ищу различную информацию по работе. А что касается художественной литературы, то все что надо, я читал в школе. Сейчас мне не хватает времени — я читаю тренерскую литературу, смотрю игры.
— Что из русского вы читали?
— «Анну Каренину»! Пушкина, Толстого, что-то еще — я закончил школу 30 лет назад, сложно вспомнить (улыбается).
— У вас есть хобби?
-Я играю в большой теннис, довольно-таки неплохо. Мы собираемся с друзьями, когда есть время.
— В основном выигрываете?
— Да, я чаще выигрываю (смеется).
— Вы водите машину?
— Глупый вопрос! Как может взрослый человек не водить машину? В Польше все взрослые имеют права.
— Какая самая большая скорость, которую вы развивали?
— Я не смотрел (улыбается). Если надо — я могу ехать быстро, если надо — еду спокойно. Но гонять я не люблю.
— В Новосибирске сядете за руль?
— Нет. Тут мне машина не нужна — у вас большие проблемы с парковкой, люди постоянно ищут, где оставить машину!
SibSport.info специально для ФК «Сибирь»