«Мне не стыдно за сезон»
— Подведите итоги сезона.
— В целом, регулярный сезон команда провела довольно успешно. Мы сделали шаг вперед, и это важно. Мы стали хорошей командой, и это тоже очевидно. В течение сезона были разные этапы: были яркие матчи, были и неудачные месяцы. Но это спортивная жизнь — так бывает. Я как игрок не готов давать оценки. Мы все вместе попадали в эти ситуации, вместе выходили.
— А для себя лично как оцените сезон?
— Мне не стыдно за сезон. Я честно делал свою работу как мог. Могу назвать его успешным. Мы играли здорово, лучше, чем раньше, были командой всегда. Считаю это и своей заслугой тоже. И в человеческом, и в спортивном плане сезон стал успешным.
— Продолжите ли вы карьеру и останетесь ли в «Сибири»?
— Карьеру я продолжу, но в каком клубе говорить пока рано. Мне все нравится в Новосибирске, вопрос о предложении со стороны клуба еще не обсуждался. Контракт у меня заканчивается.
— Есть еще страсть к хоккею?
— А вы сомневаетесь? (улыбается) Есть силы, желание и умение играть.
— В чем видите резерв у нынешнего коллектива?
— Команда была новой с начала сезона, мы играли по новой системе, модели игры. Процесс создания хороших команд, которые готовы побеждать и проходить в плей-офф высоко, идет не один год. Его явно недостаточно. Резерв внутри нас, у игроков. Возможно, что-то надо поправить в тренировочном процессе. Думаю, что каждый на своем месте сделает выводы. Вообще, трудно сказать в двух словах, в чем наш резерв. А пространно говорить сейчас, думаю, нет смысла.
— Как настроение в команде сейчас?
— У нас нет плохого настроения. Да, мы проиграли серию, но в течение сезона сделан шаг вперед. Нынешняя «Сибирь» — одна из лучших команд, в которых я играл. По взаимоотношениям, по внутренней обстановке в коллективе. Да, у этой команды не было победного опыта, но это дело наживное. Мы показали, что как команда можем играть и без звезд: за счет характера, дисциплины, внутренних резервов. Это важно. Не все в хоккее решают деньги, и мы это доказали. При довольно скромном бюджете мы достойно прошли чемпионат.
«Я бы назвал игру „Салавата Юлаева“ организованным хаосом»
— «Сибирь» в этом сезоне показала, что может классно играть даже с сильными конкурентами. Но игры с «Салаватом Юлаевым» стоят особняком. Почему не удалось ни разу обыграть Уфу?
— У меня есть ответ и думаю, он будет близок к истине. Есть системные команды: тот же Магнитогорск, та же Казань. Это команды, которые играют по системе. А против любой системы можно найти противоядие: ты знаешь, как они играют, в их действиях есть четкость, и у тебя есть возможность предвидеть определенные ситуации. «Салават» же стоит особняком во всей лиге, и он играет вне системы. Я бы назвал их игру организованным хаосом. Хорошо это или плохо — но они играют так. У них есть четыре звена хороших исполнителей, и за счет этого они могут играть в романтичный хоккей. Трудно предложить в ответ что-то такому организованному хаосу: когда люди импровизируют в каждой смене — это ставит в тупик. В этом и есть причина поражений. Плюс индивидуальное исполнение, мастерство отдельных игроков в определенные моменты матча и отличная игра в большинстве.
— «Салават Юлаев» — фаворит Кубка Гагарина?
— Если они будут играть с Казанью, то я поставлю на Казань. Система в исполнении «Ак Барса», наличие исполнителей и победный кубковый опыт должны сыграть в их пользу.
— Такие команды, как «Салават Юлаев», с организованным хаосом, еще есть в лиге?
— Нет, таких нет. Это одна команда. Но они могут позволить себе этим заниматься, так как имеют во всех линиях очень хороших исполнителей. Возможно, по составу, это лучшая команда лиги.
— То, что Энлунд и Тарасенко играли после травм и не были в форме, повлияло на итог серии?
— То, что они вышли, уже делает им честь. Это мужской поступок. Это очень сложно: пропустить месяц и потом играть в хоккей. Их решения вызывают уважение. Конечно, будь они свежее и будь они в своей лучшей форме, у нас бы появились дополнительные бонусы в игре. Возможно, это дало бы нам энергию, которой не было.
— Вас не удивила вдохновенная игра Александра Кутузова в двух последних матчах?
— Нет. Сашка у нас один из лучших по подыгрышу и игре в атаке. Он умеет делать это и для меня
его игра не стала сюрпризом. Ему развязали немного руки, и он пошел заниматься тем, что любит.
— Такие рейды не добавляют головной боли вам, центральным нападающим?
— Всегда по-разному. Можно же так заставить обороняться игроков соперника, что они не будут думать об атаке. Что Уфа и сделала с нами в первом матче. Они настолько четко и грамотно атаковали, что два периода мы не могли даже подумать о своей атаке. Если ты справляешься сзади и помогаешь впереди — это хорошо. Везде должен быть баланс.
— Сложно было перестроиться с системы Семенова на систему Тарасенко?
— Это процесс. Но если есть желание, то все можно. А мы хотели переучиться. Даже мне в 36 лет было интересно этим заниматься. Во-первых, это хороший опыт. Во-вторых, чудес в этой перестройке не было. Все было придумано до нас и надо было просто исполнять то, о чем мы договаривались.
— Самый яркий момент сезона.
— Были яркие этапы в сезоне. Начало сезона, когда мы только становились командой, не были уверены друг в друге до конца, но с каждым матчем добавляли в общекомандную копилку и очки, и веру в себя и партнеров. В то, что партнер не подведет. Я не могу выделить одну игру — их было очень много. Все матчи были важны: и в начале сезона, и в конце, когда надо было подтверждать, что мы готовы к борьбе.
«По хоккейному воспитанию в ту систему, в которую играли мы, подходили финны и шведы»
— Как считаете, кто сильнее: «Восток» или «Запад»?
— Однозначно «Восток». На «Западе» все пары равны. И не будет сюрпризом, если кто-либо пройдет дальше. Если же у нас команда фаворит проиграет, то это будет сенсацией. Там же такого просто не будет — все равны.
— Вы, как самый опытный игрок «Сибири», можете оценить: меняется ли российский хоккей?
— Конечно. Я застал все этапы этой лиги. Меняется уровень игроков, приезжают сильные легионеры, и это повышает общий уровень. Приехали хорошие иностранные тренеры со своим видением хоккея. Люди учатся. Идет интеграция, и это идет на пользу лиге. Плюс хоккей стал хорошо освещаться в прессе, на телевидении. Посмотрите на стадионы: во всех городах, за исключением Москвы, они забиты. Люди ходят, приобщаются к хоккею. К этому процессу подключилось много людей, и это уже не остановить.
— Вам нравится передавать молодым игрокам свой опыт?
— Безусловно, в каких-то ситуациях можно дать совет и тебя послушают, но не хочется навязываться. Хотя если совет вовремя и по делу — это всегда хорошо. Любой человек скажет тебе спасибо за это.
— Говоря об интеграции, как вы думаете, возможно ли проведение в ближайшем будущем Кубка между НХЛ и КХЛ?
— Думаю, до этого еще далеко. Но то, что через несколько лет это преобразится в какую-либо европейскую лигу для меня очевидно. Когда Европа войдет в эту систему, тогда лига станет серьезным конкурентом НХЛ.
— То, что легионеры «Сибири» были из одного региона, повлияло на стиль игры команды?
— По хоккейному воспитанию в ту систему, в которую играли мы, подходили финны и шведы. Поэтому они и играли у нас. Будь у нас другой тренер или система, возможно, нам бы подходили чехи или словаки.
В ближайшее время читайте на нашем портале большое интервью с Александром Бойковым.